пятница, 3 февраля 2023 г.

Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд

Рекомендуем познакомиться с материалами статьи сотрудников  Института социологии РАН  «Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд» («Вестник Института социологии», №3, 2022). 

Мансуров В. А., Ломбина Т. Н., Юрченко О. В. Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 3. С. 122–141. DOI: 10.19181/ vis.2022.13.3.835; EDN: JVDGMK

Аннотация. 

В статье авторы рассматривают понимание как социальный и когнитивный феномен, анализируют условия его формирования в устной и письменной коммуникациях. Понимание текста – основополагающий элемент грамотности человека, так как без осмысления невозможно использовать информацию, размышлять и делать выводы, на основании которых можно достигать цели и участвовать в социальной жизни. В современном мире социализация строится на умении понимать информацию в разных форматах. Понимание текста зависит не только от технических навыков чтения и письма, но и от общего кругозора человека, его представлений о разных сферах жизни. Исследования, проведённые во время массового дистанционного обучения, показали, что перерыв в личной коммуникации учитель-ученик во время обучения негативно сказался и на навыках чтения школьников...Помимо регулярности, для эффективного чтения и понимания важны как социальные установки и ценностные взгляды родителей, так и когнитивный опыт ученика, уровень его речевого развития. Чтение рассматривается авторами не просто как набор когнитивных навыков, но и как социальное действие. Исследования показывают, что на читательские навыки и осмысление новых знаний школьниками влияют: социально-экономический статус семьи, установки и принципы, в ней принятые. В статье также показано, что длительное время, проводимое школьниками в Интернете, негативно влияет как на осмысление ими текстов, так и на эмпатию. Кроме того, анализируются проблемы интеграции личности в цифровую среду и влияния цифровизации на сознание и мышление. На фоне роста предпочтений досуга в Интернете происходит снижение значимости чтения для школьников. Увеличение школьной нагрузки также негативно влияет на интерес к чтению. Авторами высказывается гипотеза, что социальное расслоение между школьниками с разным уровнем грамотности можно уменьшить, используя раннее обучение смысловому чтению. Изучение указанной проблематики важно не только для педагогики и психологии, но и для социологии.

СКАЧАТЬ/ЧИТАТЬ статью «Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд» («Вестник Института социологии», №3, 2022)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
– Щелкните на поле "Введите текст комментария"
- Нажмите на стрелку «Подпись комментария»;
– Выберите "Имя/URL";
– В строчке «Имя» напишите своё имя и фамилию;
– Строчку «URL» не заполняйте;
– Нажмите "Продолжить"
– В окошке напишите текст комментария;
– Подтвердите, что "Вы не робот"
– Нажмите значок "Публикация"
Готово!:-)